Методы воздействия банка на должника по кредиту

Во взаимоотношениях банка с заемщиком в Казахстане, в том числе при возникновении задолженности, банк может действовать только в рамках заключенного кредитного договора. Его положения, в свою очередь, не должны нарушать федеральных норм, в данном случае – Закона 353 «О потребительском кредите».
При заключении договора заемщик должен быть ознакомлен с последствиями неисполнения взятых на себя обязательств. Стандартный договор предоставления кредита дает банку следующие рычаги воздействия на недобросовестного клиента.
  1. Информирование. Контактные данные сторон и согласованные способы информирования (телефон, СМС-оповещение, электронная почта) указываются в индивидуальных условиях договора. На практике самым действенным является прямое общение, то есть телефонный звонок. Звонки из банка начинаются с первого дня возникновения задолженности, при этом обычно предлагается некоторый льготный период для ее погашения. При отсутствии результата темой следующих сообщений становится информация о последствиях неисполнения и принимаемых банком мерах.
  2. Направление по месту жительства должника представителя банка. Это тоже метод прямого общения. Его задача – разъяснение в очередной раз клиенту негативных последствий неуплаты задолженности. Как и при телефонном звонке, заемщик должен быть предупрежден о записи разговора.
  3. Финансовые методы воздействия: начисление штрафа, пени, неустойки в размерах, предусмотренных условиями договора. Этот метод позволяет банку компенсировать свои издержки, конечно, при условии, что данные начисления будут возмещения заемщиком. К этому же методу можно отнести решение банка о прекращении действия договора и единовременном возврате кредитных средств. Заемщик должен быть проинформирован об этом решении, в том числе о сумме, подлежащей возврату, и сроках исполнения решения.
  4. Если все перечисленные меры оказываются неэффективными, банк вправе обратиться с иском в судебные инстанции. Иск должен быть подтвержден документацией по предмету договора, к которой относятся и имеющиеся аудио-, видеозаписи переговоров с клиентом, архив электронных и СМС сообщений. Уточним, что мерой воздействия является именно подача иска. Решение суда будет обязательным для обеих сторон договора, даже если вердикт и сроки его исполнения не вполне удовлетворят банк.
Все применяемые финансовой организацией методы не должны выходить за законные рамки. Например, считающийся весьма эффективным звонок в отдел кадров или на рабочий телефон, доступный и коллегам заемщика, является нарушением конфиденциальности. 

Последствия такого действия могут оказаться не равноценными обусловленной договором ответственности заемщика. Ненадлежащее выполнение обязательств – понятие обоюдное, поэтому применение незаконных мер воздействия может явиться основанием для встречного иска даже при наличии задолженности со стороны заемщика.

Автор

При написании статьи, использовались материалы следующего эксперта:

автор статьи по кредитования для людей старшего возраста Айдархан Кусаинов
Советник председателя Нацбанка РК
Один из ведущих экспертов по экономике Казахстана, основатель и руководитель компании в области консалтинга Almagest. Опытный специалист. Окончил МГУ и КИМЭП, работал на руководящих должностях в крупных компаниях и государственных институтов. Специалист по финансовой сфере, а так же нефте-газовых рынках. Разбирается в вопросах пенсионного кредитования.

Просмотров: 13
Онлайн заявка или отзыв:
CAPTCHA